Официальные разъяснения

Вопрос Ассоциации:

Просим дать разъяснения по следующим вопросам:

1) при применении административного наказания за административные правонарушения, предусмотренные главой 20 «Административные правонарушения в сферах архитектурной, градостроительной, строительной деятельности и жилищных отношений» Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК «Об административных правонарушениях» (далее - Кодекс), какими нормативными правовыми актами руководствуется государственный уполномоченный орган?

2) в каких случаях налагается административная ответственность на экспертов по осуществлению технического надзора, работающих в организации по оказанию инжиниринговых услуг?

И в каких случаях административному наказанию подлежит сама организации по оказанию инжиниринговых услуг (первый руководитель Организации) как юридическое лицо?

Ответ от комитета по делам строительства и жилищно- коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан от 04.03.2025:

Министерство Промышленности и строительства Республики Казахстан (далее –Министерство), рассмотрев Ваше обращение, касательно привлечения к административной ответственности лиц осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору, в рамках своей компетенции, сообщает следующее.

Строительная деятельность в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон), а также, в соответствии с другими нормативными актами и государственными нормативами в сфере архитектуры, градостроительства и строительной деятельности действующих на территории Республики Казахстан.

Согласно пункту 12-1) и 12-3) статьи 20 Закона, осуществление контроля и надзора за деятельностью местных исполнительных органов по делам архитектуры, градостроительства, строительства и государственного архитектурно-строительного контроля в части соответствующего выполнения функций, а также, выдача предписаний и применение установленных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях административных мер воздействия к местным исполнительным органам по делам архитектуры, градостроительства, строительства и государственного архитектурно-строительного контроля, входит в перечень полномочий и обязанности уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства, то есть к компетенции Комитета.

В свою очередь, согласно нормам статьи 24 и 25 Закона, к компетенции акиматов областей, городов республиканского значения и столицы, в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществляемой в пределах установленных границ подведомственной территории, относятся осуществление государственного архитектурно-строительного контроля и надзора за качеством строительства объектов, применение установленных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях административных мер воздействия к нарушителям архитектурно-градостроительной дисциплины на этих объектах, а также, принятие решений о применении к нарушителям предусмотренных законодательных мер в связи с допущенными нарушениями и отклонениями от норм законодательства, государственных нормативных требований, условий и ограничений, установленных в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

То есть, рассмотрение, и привлечение к административной ответственности лиц осуществляющих инжиниринговые услуги по техническому надзору относятся к компетенции местных исполнительных органов государственного архитектурно-строительного контроля.

Касательно наложения административных штрафов к эксперту по техническому надзору, к аккредитованной организации по техническому надзору или к обеим, сообщаем следующее.

Согласно пункту 2 статьи 33 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (далее - Кодекс), индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат административной ответственности за административное правонарушение, если предусмотренное Особенной частью настоящего раздела деяние (действие либо бездействие) было совершено, санкционировано, одобрено органом, лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом, или работником индивидуального предпринимателя и юридического лица, выполняющим организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции. Наряду с этим, пунктом 4 вышеуказанной статьей Кодекса установлено, что привлечение к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц освобождает от административной ответственности за данное правонарушение работника индивидуального предпринимателя и юридического лица. На оснований изложенного сообщаем, что органы государственного архитектурно-строительного контроля при рассмотрении привлечении к административной ответственности руководствуются нормами установленных настоящим Кодексом, в том числе и вышеуказанным статьям Закона и Кодекса.


И.о. председателя Б. Жунисбеков
Дата ответа комитета: 04.03.2025

Данные ответы являются актуальными на дату публикации, возможны изменения в будущем.

Вопрос Ассоциации:

Просим дать разъяснения по поставленным ниже вопросам:

1) Законно ли принимать строительные материалы и оборудование без монтажа?

2) Если да, то какими нормативными правовыми актами и какая процедура регулируют данные действия Заказчика и организаций авторского и технического надзора?

3) Какие требования необходимо соблюдать и что должна учитывать организация технического надзора при приёмке строительных материалов и оборудования без монтажа (которые согласно проектной документации должны быть сданы с монтажом и установленными) и подписании актов выполненных работ?

Ответ Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан от 21.11.2024 года:

Строительная деятельность в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон), а также, в соответствии с другими нормативными актами и государственными нормативами в сфере архитектуры, градостроительства и строительной деятельности действующими на территории Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, а также прокладка коммуникаций, инженерная подготовка территории, благоустройство и озеленение осуществляются по проектной (проектно-сметной) документации, разработанной в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами детальной планировки, проектом застройки, выполненными на основании генерального плана населенного пункта.

Согласно статьи 34-1 Закона эксперт технического надзора на объекте на постоянной основе проверяет качество строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования, соответствие их проектной документации, проверяет объемы выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ и осуществляет их приемку.

Вместе с тем, согласно нормам пункта 12 Правил организации деятельности и осуществления функций заказчика (застройщика), утвержденным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 229, заказчик в области финансирования, учета и отчетности, обеспечивает приемку и оплату фактически выполненных работ, в сроки и порядке, которые установлены законодательными актами или договором, организует и ведет бухгалтерский и статистический учет, а также подписывает акты выполненных работ в соответствии с приложением 3, 3-1 к настоящим Правилам.

То есть, заказчик в области финансирования, учета и отчетности осуществляет приемку и оплату только по выполненным работам, в том числе, и смонтированным оборудованиям.

Таким образом, если в соответствии с утвержденным проектом по указанным материалам и оборудованию предусмотрены строительно-монтажные работы (в том числе и монтаж оборудования), то подписание актов выполненных работ без выполнения работ предусмотренных проектом не допускается.


И.о. заместителя председателя | Ж. Ержанов
ДАТА ОтветА Комитета: 21.11.2024

Данные ответы являются актуальными на дату публикации, возможны изменения в будущем.